Своё дело. Налог на имущество.


Главная
Принятие решения
Точка безубыточности
Организационно правовая форма
Регистрация ООО
Выбор банка
Открытие счета
Системы налогообложения и критерии выбора
Общая система
НДС
Налог на прибыль
НДФЛ
Налог на имущество
Налоги с зарплаты
Упрощенная система
6% с доходов
15% с прибыли
6% или 15%? Что выбрать?

ЕНВД
Полезные ссылки
esmvl@yandex.ru

Точка безубыточности

Здесь поговорим о такой важной вещи как "точка безубыточности". Очень важная тема для желающих открыть бизнес.

Люди, вынашивающие мысль сделать что-то своё, часто заблуждаются и мыслят примерно так: "Вот если я начну, то дела может сразу в гору и не пойдут. Но главное ввязаться в драку, а там по ходу разберёмся. Понемногу втянемся, про меня постепенно узнают, клиенты свои со временем появятся, знакомых подтянут. А там, глядишь, и раскручусь, жизнь наладится".

Это всё, конечно, так, но суровая правда жизни состоит в том, что начинать надо сразу и резко с определённого объёма либо начать вообще не выйдет.

Если Вы хотите поехать на автобусе, то вам не обязательно сразу занять сидячее место у окна, но обязательно надо вскочить на подножку. Если нет сил туда запрыгнуть, то никуда уехать не получится. В автобус надо зайти либо сразу, либо никуда уехать не выйдет. В него нельзя заходить постепенно в течение нескольких часов, он уйдёт. С входом в бизнес примерно также. Начинаем разбираться.

При открытии дела всегда надо сделать некоторые разовые начальные вложения: закупить какое-то оборудование, кассовый аппарат, ремонт в помещении сделать, вывеску повесить и т.п. Про эти разовые вложения мы сейчас подробно говорить не будем.

А дальше, после начала деятельности, возникают некоторые постоянные расходы. Постоянные потому, что они имеют место быть постоянно, с определённой периодичностью, независимо от того, ведёте вы деятельность или нет, имеются доходы или продажи не идут. Сюда будут относиться:

  • арендная плата за снятую торговую точку, склад, офис. Ели помещение собственное, то это будут коммунальные платежи и налог на имущество.
  • если Вы ИП, то фиксированные платежи в пенсионный и медицинский фонды.
  • оплата услуг связи: телефоны, интернет.
  • если находитесь на вмененке - то эта самая вменёнка, которая платится независимо от результатов деятельности.
  • если есть кассовый аппарат, то ежемесячная плата сервисной конторе за его обслуживание + ежегодная замена ЭКЛЗ.
  • если предполагается найм работников, то некоторая их минимальная зарплата и налоги с неё. Идут дела или нет, её надо платить, находиться на работе бесплатно по причине того, что у Вас плохо идут дела, люди не будут.
  • Ваш личный доход, минимально необходимый для проживания в течение месяца, с учётом налогов, которые придется заплатить при его получении.
  • платежи местным бандитам (да-да, явление может и стало поменьше, но слухи о его кончине с уходом "лихих 90-х" сильно преувеличены)
  • ежемесячные платежи по кредиту, если бизнес начат на заёмные средства.
  • иные платежи, выплата которых носит периодический характер и не привязана к результатам деяттельности.

Если у вас есть какие-то объекты, факт владения и пользования которыми облагается налогом либо обязательной страховкой (здания, земля, транспорт), то слудует включить в расчёт эти платежи. Да, они платятся раз в год, но сумму в пересчёте на месяц в расчёт взять надо, потому что она должна быть в наличии к сроку очередного платежа.

Таким образом вы собираете сумму предполагаемых постоянных расходов. Лучше с запасом, потому как на практике всегда появляются какие-то непредвиденные расходы.

Допустим, вы насчитали таких расходов на 50000 рублей. Что это означает?

Это означает, что Ваш доход (не выручка, а именно доход в смысле "прибыль") не может быть меньше этой суммы. Прибыль 50 000-00 в месяц в данном случае означает, что бизнес не приносит ни копейки дохода и не даёт никаких ресурсов для его дальнейшего развития, но хотя бы себя окупает и работает в ноль без дополнительных вложений с Вашей стороны.

Если же прибыль получится меньше 50 000-00 рублей в месяц, то это будет означать, что бизнес даже не окупает сам себя и вы либо банкрот, либо должны изыскать дополнительные средства для поддержания его на плаву.

Теперь идём и дальше и смотрим, чем Вы собираетесь заниматься. Ну, например, продавать одежду. Собираетесь закупать оптом брюки по 1000 рублей, а продавать по 2 000-00 рублей. Это значит что одна проданная единица приносит Вам 1 000-00 рублей заработка. Следовательно, раз постоянных расходов 50 тысяч, то минимальный объём продаж, при котором Ваш бизнес сможет существовать - 50 штанов в месяц. (в данном случае, для простоты, будем считать, что вся прибыль от продажи остаётся Вам и налогов с неё нет. В реальной жизни они есть, поэтому объем должен быть еще больше) Продажи в количестве 25 или 40 единиц Вы себе позволить не можете - прогорите.

Таким образом, при продажной цене 2000 руб за единицу и минимальном количестве 50 штук продажи в сумме 100 000-00 рублей в месяц обеспечивают выход Вашего бизнеса на точку безубыточности. Они могут быть больше, но меньше быть не могут.

Если же вдруг окажется, что цена в 2000 рублей за штаны для Ваших мест дороговата и больше чем за 1 500-00 руб. их не продать, то весь расклад моментально меняется. При заработке 500 руб. с единицы для выхода на точку безубыточности продажи уже должны быть в количестве 100 штук на сумму 150 000-00 рублей. С дальнейшим снижением цены необходимое к продаже количество будет увеличиваться, также будет расти необходимая сумма оборотных средств.

Поэтому, перед началом бизнеса, определив сумму постоянных затрат и необходимый для выхода на точку безубыточности объём продаж, надо трезво оценить, реально ли в этом месте и в это время столько продавать и имеется ли столько платёжеспособных покупателей.

Рассказанное выше является также понятным ответом на возмущённые возгласы граждан, особенно в небольших городах "Вон на западе, нормальной наценкой считается 3-5%, а наши барыги крутят в 2-3 раза, поэтому у них никто ничего и не покупает. Поумерили бы аппетит - от покупателей бы отбоя не было". Может в каких-то случаях в этом и есть доля истины, но чаще всего правда заключается в том, что в конкретном месте просто физически нет столько покупателей, чтобы при такой наценке обеспечить минимально необходимые продажи. А у самих продавцов нет необходимых оборотных средств.

Посмотрим приведённый выше пример со штанами. При наценке в 5% и цене, соответственно, в 1050 рублей для выхода на точку безубыточности потребуется продавать уже 1000 единиц в месяц и минимально необходимый объем продаж вырастает до 1050000 рублей, потребность в оборотных средствах для закупки - до 1 млн. рублей. Вполне вероятно, что в этом месте просто не окажется столько желающих купить новые брюки в месяц. И вместо необходимых 1000 единиц в месяц будет продано всего 500. Результат - убытки плюс злые конкуренты, страстно желающие двинуть Вам ржавой трубой по голове, потому что у них теперь вообще ничего не продаётся :)